Противоречиво.
# год: 2011
# страна: Россия, Германия, Украина
# режиссер: Александр Миндадзе
# сценарий: Александр Миндадзе
# оператор: Олег Муту
# художник: Денис Бауэр
# жанр: драма
# в ролях: Антон Шагин, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Станислав Рядинский, Вячеслав Петкун, Сергей Громов
# время: 99 мин.
Символичным образом, 7-го мая 2011-го, в субботу, я побывал в кинотеатре на фильме «В субботу». Не ведая ровным счётом ничего о предыдущих работах режиссёра, равно как и о возможных былых достижениях актёрского состава (это уже позже в главном герое я узнал Мэлса из «Стиляг»), фильм меня очень заинтересовал в первую очередь фабулой сюжета.
Молодой советский чиновник Витя, становится свидетелем трагически известного взрыва на ЧАЭС. Оказавшись в нужное время, в нужном месте, он узнаёт, что в планы местного правительства не входит ставить в известность местных граждан, дабы не сеять панику. У Москвы на поводу, они ждут приказов к действиям, а Витя решает во что бы то ни стало сбежать из смертельно опасного Чернобыля, стоя перед гражданским выбором: говорить ли об этой трагедии кому-либо ещё? Фильм расскажет о попытках Вити спасти желанное и в то же время не посеять панику среди тех, кто ему безразличен. По крайней мере, он думал, что они ему безразличны.
О самом взрыве и о процессе ликвидации будет сказано практически ничего. Буквально десять-пятнадцать минут общего времени ленты режиссёр решил посвятить этому. И это, признаюсь, довольно интересно. Довольно интересно наблюдать, как на фоне катастрофы всемирного масштаба разыгрываются трагедии маленьких людей. Любовь, дружба, предательство, музыка, политические предпочтения, взгляды на жизнь и способ заработка — всё это окрашивает всё то, что я знал о Чернобыльской трагедии в другие цвета. Жаль только, что чрезмерно сумбурно и чрезмерно «артхаузно», если так вообще можно выразиться.
Фильм, безусловно, заслуживает внимания ценителей кино неформатного, но даже в этой нише он сыщет немалое количество недовольной аудитории. К примеру, не очень удачное решение звукового монтажа диалогов, и построения их в целом. Признаюсь, если бы не субтитры на родном украинском языке, я бы не понял большую часть того, что говорят актёры — настолько невнятно они это делают.
Также, дёгтя добавила операторская работа. Сцена пробежки Вити на фоне четвёртого реактора ЧАЭС, конечно, бесподобна, но в остальном — от просмотра фильма болят глаза, и кружится голова. Без полемики: слишком много расфокусировок, близких планов, съёмок на ходу и даже на бегу.
Кроме того, сценарий местами не выдерживает критики, показывая не всегда логичное поведение и решения основных персонажей, затягивая и без того затянутые сцены до асбурда. С другой стороны, поразмыслив немного после просмотра, некоторые из таких моментов можно понять.
В общем, имея зрительское право, я ставлю фильму 7 из 10. Интересно, но противоречиво. И никак не для массового показа в кинотеатрах толка «для всех».