Давно на эту тему ничего не писал. Чего таить — на новой работе я стал меньше времени уделять литературе.



1. Павел Санаев, «Похороните меня за плинтусом».

Душевная такая книга. Душевна своими деталями. Наверное именно благодаря им она сыскала такую популярность.

Читаешь и вспоминаешь себя маленьким. Вспоминаешь каково это, когда у мамы, по разным причинам, нет возможности сидеть дома и заниматься твоим воспитанием, и ты остаешься на попечении бабушек и дедушек, которые то ли от дикой любви то ли от психического расстройства и страшного нежелания, чтобы с ребенком, в виду его непоседливости, ничего не случилось, не пускают гулять на улицу, кормят лекарствами и не разрешают лишний раз брать в руки игрушки. Чтобы он не простудился, чтобы не заработал лишний синяк и т. д.

Книга повествует о ребенке, которому жизни не дает та самая «бабушка», только с куда более усугубленным инстинктом материнства. Усугубленным — значит, что порой не понимаешь: это она настолько сильно любит ребенка, или же наоборот, люто ненавидит?

Крайне рекомендуемое к прочтению и взрослым и детям и, как минимум, тем, кто помнит кусючие детские колготки.

2. Людмила Улицкая, «Сонечка».

Очередное душевное чтиво. Как ни печально осознавать, что мне нравится такая женская литература, но она мне нравится. Скажем так: отнимите у Вишневского половые органы и побрейте ему грудь с ногами — получился бы стиль Людмилы Улицкой.

Правда тут прослеживается тот вариант love-story, который будет понятен только нам, русским и похожим Когда розовое и красочное пытается пробиться сквозь серое и обыденное. Некоторым повесть может показаться скучной. Так и есть — тут не так много душевных терзаний про измены, не взаимные чувства и пылкую страсть. Тут все спокойно и монотонно. Но ни в коем случае не значит, что без души.

3. Алексей Викторович Иванов, «Географ глобус пропил».

Очень гармонично получилось с книгой Санаева. Нет-нет. Они не писали одновременно, и не писали друг для друга, ничего такого. И говор, конечно же, разный. Ведь в «Плинтусе» речь идет от лица маленького мальчика. А тут полноценный, взрослый мужчина средних лет, бесконечно романтичный, печальный, ленивый учитель географии. В тоже время крайне жизнерадостный человек, который, благодаря простой сигаретной затяжке, смотрит на очереди в магазин, на толкучку в троллейбусе или на свои странные чувства к старшекласснице, посылает все к черту и едет в тур-поход.

Не успевая опомниться, он осознает, что в мешок к отдыху, школа ему навесила тех самых старшеклассников, которые ни во что не ставят его как учителя, и, как ни странно, ценят его выше всех остальных взрослых в школе. Ценят его, как взрослого, как человека. Вне стен храма науки и воспитания.

Очень вкусно и, собственно, в чём схожесть с Санаевым? Точно не скажу, кроме того, что они пишут, если позволите, про одну вселенную. Про нашу с вами жизнь, которая цветет и пахнет сильнее и ярче остальных, не смотря на политические, социальные и прочие хронически серые невзгоды славянских стран. И да — мне кажется, что я был бы именно таким учителем. И поди знай степень важности таких людей в жизни у детей.

4. Чарльз Диккенз, «Посмертные записки Пиквикского клуба».

Это пожалуй, без какого-либо преувеличения, классика, которую вполне может осилить среднестатистический читатель, не смотря на увесистый объем романа. Парадокс юмора и сатиры, которые не стареют в паре с чудным орнаментом предложений и фраз, которыми оперирует Диккенз просто-напросто не могут оставить равнодушным любого, кто возьмет в руки книгу и вдумается в то, что он читает.

Насмешки над юриспруденцией, над предвыборными гонками, над институтом брака и т. д. Все это, и более, есть в летописях приключений непоседливого, добродушного и справедливого мистера Пиквика, который является президентом клуба, названного в его честь, и который заведует ничем иным, кроме как путешествиями по Англии, знакомством с как можно большим количеством приятных и интересных людей и, как правило и следствие, попаданием в дюжину нелепых и веселых ситуаций.
Браво.

5. Вера Павлова, «Интимный дневник отличницы».

Не так увлекаюсь поэзией, чтобы мог трезво о ней судить, но Павлова показала мне ту ее часть, которая не понравится не может. Какое-то подобие белых стихов для взрослых, для взрослых детей, и для детей, которые повзрослели раньше времени. Стихи, по большей части о любви, о сексе, об утраченной или наоборот буйствующей молодости и совместной жизни.

В книгу вошли как ранее изданные стихи, так и новые, нигде до этого не печатаные. Основным достоинством и оправданием названия книги является то, что по сути — это действительно дневник. Дневник, начиная с первого класса школы, который писательница решила воскресить, посредством поэзии и некоторой части прозы.

Так что ни о какой сюжетном построении текста не может быть и речи. Стихи небольшие, но емкие. Местами неотесанные, но, лично мне, попадающие точно в цель. Проза тоже невелика, но действительно напоминает записи некоторых девушек которые приходилось читать на просторах интернета.

Все пропитано духом детства, процесса «взросления» как личности, так и местами даже государства, что очень доставляет. Такой себе девчачий «Похороните меня за плинтусом», только оформленный стихами и более зрелыми мыслями. Отлично.

6. Кард Орсон Скотт, «Игра Эндера».

Книга совсем не из той колеи, которой в последнее время придерживаюсь, но отнюдь не теряющая от того своего шарма. Такой себе научно-фантастический аналог истории о Гарри Поттере, написанная задолго до трудов Роулинг. Фабула хоть и может показаться заезженной до дыр, но далеко не в ней соль.

Эндер Виггинс — последняя надежда человечества на спасение. Он — участник специальной международной кампании по созданию мощной армии, для противостояния инопланетным захватчикам.

Армия эта начинает формироваться из юных мальчиков и девочек. Их воспитывают подобающим образом и тренируют, как в физическом, так и в психологическом плане, что еще важнее. Учат, главным образом, не убивать или быть готовым умереть, а учат быть готовым отдать приказ, действовать и нести ответственность за свои поступки и мысли.

Снова: и детям и взрослым. Детям будет интересно читать о взрослении молодого Эндрю. О его маленьких победах в школе и о больших победах на тренировках, которые порой могли иметь самые фатальные последствия. А взрослым будет интересно читать о кристально чистых размышлениях детей про политическую деятельность, про военную пропаганду и противостояние идей глобализма, демократии и социализма. И, конечно, все это в космосе, вверх ногами