«Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья»
Фаина Раневская
Фаина Раневская
год: 2010
страна: США
режиссер: Дерек Кьянфранс
композитор: Grizzly Bear
жанр: драма, мелодрама
В главных ролях: Райан Гослинг, Мишель Уильямс
время: 112 мин.
Малоизвестный режиссёр с трудно читаемой фамилией, актёр, на счету у которого нет ни одного откровенно плохого фильма, оператор, который уже держал под прицелом Гослинга при работе над «Полу-Нельсоном», композитор (точнее, композиторы), съевший собаку на терзающем душу, экспериментальном фолк-инди роке — команда этих людей в очередной раз показала миру, что сравнительно недорогое мелодраматичное кино может быть хорошим. Может соперничать в нише впечатлений с известной «Дорогой перемен», и может принести создателям прибыль в двенадцать раз превышающую бюджет ленты.
Фильм начинается с обычного буднего дня: ребёнок гуляет во дворе, папа уснул перед телевизором, мама отдыхает после ночной смены. Чуть позже, ребёнка нужно куда-то отвезти: папа развлекает дочь, пока мама готовит покушать. Вроде бы семейная идиллия. Но, как мы знаем, дьявол — в деталях. Грязный пуловер отца, каша быстрого приготовления, залитая обычным кипятком вместо молока, выражение лица супруги, когда она отъезжает от дома, даже пропавшая собака: зритель, замечающий все, на первый взгляд, маловажные мелочи, поймёт — здесь что-то не так. И он будет прав — перед ним история супружеской пары, каждый участник которой то ли борется за благополучие, то ли пытается всё разрушить, то ли, вообще, боится признаться сам себе, что всё уже давным-давно разрушено и без него.
Держа, в какой-то степени, напряжённым зрителя, сценарий прописан таким образом, что расставить все точки над і получится лишь под конец фильма. Он условно поделён на два временных отрезка в жизни главных героев: когда они были молоды и их отношения только начинались, и нынешнее время, когда им по тридцать с лишним лет.
Кроме того — каждую из важных сцен фильма можно разрезать на короткометражки. Снято всё просто великолепно, актёры играют потрясающе, каждая из сцен как будто отдельная, до боли знакомая, история: тут ты знакомишься с родителями, тут тебя впервые избили до полусмерти из-за девушки, а вот тут ты узнал, что будешь папой...
А музыка какая, эх. Вперемешку с инди-темами, в фильме хватает ретро вещей. И если "You and Me" от Penny and The Quarters не сразит зрителя наповал, то уж песенка "You always hurt the ones you love" в исполнении Райана Гослинга под звуки искренней и наивной укулеле не сможет оставить равнодушным ни одну чувственную душу. Серьёзно — половина интернета рыдает при просмотре этого фрагмента из фильма, а вторая половина получает плодородную почву для мемов о Гослинге, со словами "Hey girl".
Единственным нюансом, слегка подпортившим киноленту являются некоторые диалоги. В большинстве случаев, конечно, шарм простоты и непринуждённости, ненаигранности — просто поражает. Но когда доходит дело до выяснений отношений — диву даёшься надоедающим повторяющимся фразам. Нет, оно в жизни, конечно, так и есть. Когда люди ругаются — им чужды красивые повороты речи и т.д. Но лично мне кажется, что в некоторых моментах в фильме с этим переборщили.
В итоге, эту «Грустную валентинку» (если попробовать аутентично перевести название фильма) отчаянно хочется посоветовать к просмотру всем не слишком циничным людям, которых ещё задевают за живое истории о любви, которые хоть и выдуманы, но в реальности которых не сомневаешься ни на минуту. Истории, хорошо снятые, героев которых сыграли талантливые люди и которым вторила хорошая музыка на заднем фоне. Истории для тех, кто любит и тех, кто позволяет любить. Для тех, кто бродит в тумане влюблённости не смотря ни на что и тех, кто утратил её, или не имел вовсе. Соль и сахар, огонь и вода, любовь и её отсутствие — вот, что значит этот фильм.
9 из 10