Лучше писать для себя и лишиться читателя, чем писать для читателя и лишиться себя.
С. Конолли
С. Конолли
год: 2011
страна: США, Испания
режиссер: Вуди Аллен
оператор: Джохэнн Деба, Дариус Хонджи
композитор: Стефан Рембел
жанр: фэнтези, мелодрама, комедия
в главных ролях: Оуэн Уилсон, Рэйчел МакАдамс, Курт Фуллер, Мими Кеннеди, Майкл Шин
время: 94 мин
Я не знаю, будет ли фраза «такое мог снять только Вуди Аллен» пропитана насквозь клише, пафосом и собачьей преданностью, но, чёрт возьми, как же она уместна! В прямом смысле слова, фантастический фильм, слащавый и меланхоличный в съёмках, музыке, диалогах и даже в игре актёров, он, к сожалению, обладает какой-то нарочитой простотой и парой спорных акцентов, которые, как ни странно, лишь усиливают его шарм. А концовка — и подавно
Молодая пара красивых и обеспеченных людей перед свадьбой отправляются в Париж. Она мотается по экскурсиям и по магазинам с друзьями и своей мамой. Он — отнекивается от этого балагана, как минимум из-за того, что никак не закончит правку своей книги. Праздно шатаясь по ночному Парижу, с Гилом происходит невероятное — в полночь он попадает в прошлое, в котором знакомится и ведёт задушевные беседы с легендарными личностями, которых он сам и почитает всем сердцем: Хемингуэй, Фицджеральд, Дали, Бунюэль и другие встретятся ему в те ночи, что он будет бывать в прошлом. Эти люди помогут ему разобраться в своём отношении к творчеству и к своей личной жизни в цело,м и справиться со своей тягой к культурному наследию канувших в лету гениев.
Буквально с первых минут фильм поражает своими красками. Так поражает, что минут через десять начинает даже раздражать. Аллен не удержался от сентиментальных клише режиссёров-жертв, которые решались снимать кино о Париже. Ну, грубо говоря, такая подача «самого романтичного города» в кинематографе набило всем огромные шишки, равно как и представление о скинхедах исключительно в качестве нацистов, и о путешествиях в прошлое, чтобы надоумить известного человека на известное открытие. Первую дюжину минут фильма ничего не происходит. Максимально красочные съёмки мягкой суеты города под музыку в лучших традициях Яна Тирсена продолжаются так долго, что кажется будто зрителя обманули и на этом всё и закончится. Но не стоит сломя голову жать «стоп» или покидать зрительский зал — этому всему есть веское оправдание. Серьёзно, досмотрите фильм хотя бы до середины и вы поймёте, что так оно и должно быть и что оно того стоит.
Первый мой искренний смех на полную мощь произошел, когда показали глаза Оуэна Уилсона после первой ночи в прошлом. Серьёзно, я даже в ладоши прихлопнул. Сыграл человек отлично. Его стиль говора, мягкий такой, полушепотом, и шокируеще искреннее молчаливое удивление от происходящего вписались в полуночный Париж как нельзя кстати. С «героями эпохи» связан тоже лишь позитив. Дали, например, получился очень правдоподобным и стоило ему открыть рот — как мне приходилось закрывать свой, чтобы тихо хихикать, а не брюзжать слюной на три метра вперёд, от реакции Гила на монологи художника.
Ну и, конечно, какой Вуди Аллен без сути, сердцевины того, что он хотел показать? Каждому своё, конечно, но на меня, вечно ноющего, что я родился слишком поздно или, того глядишь, вовсе не в своё время, что пережил слишком мало поцелуев, которые заставляли почувствовать себя бессмертным, что многое вокруг — бездарность и мишура, увиденное подействовало, как медовый бальзам на больное горло.
Отличная, слащавая музыка и такие же съёмки, которые по началу раздражали, а потом, получив оправдание, идеально подчеркнули происходящее можно так же смело записывать в преимущества фильма.
Вопросов достойна ситуация с лав-стори главного героя и его будущей жены. Хочется цинично сказать, что как-то странно, что такие люди могли уживаться вместе, но потом вспоминаешь каким слепым можешь быть сам — тут-же умолкаешь и продолжаешь смотреть дальше.
В общем, «Полночь в Париже» — набор слащавых клише о известном европейском городе, одно из немногих фантастических путешествий в прошлое не для спасения мира, а для спасения своей духовности, один из потрясающих социальных посылов зрителю, и один из фильмов 2011-го, который просто обязательно стоило бы посмотреть.
8 из 10
p.s. Если сильно интересно об идее, на которую натолкнул Гил известного режиссёра Бунюэля, ответ на которую вы не получите в фильме, готов вам помочь — «Ангел-истребитель». К слову, чтобы получить в разы большее удовольствие от просмотра, стоит хотя-бы малость ознакомиться с названными известными людьми. Хотя бы чуть-чуть.