Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
шапка для рецензии на игру Gone Home

«Тому, кто читает книги, никогда не скучно»
Ирвин Уэлш

В шпионском мире сложилась такая практика: уничтожать носители информации, которая «не для всех», после того как адресат ознакомился с ней. Что делать, если ты ждал от такого «секретного» письма какого-то откровения и тайны, но в итоге из конверта достал… ничего? От других агентов ты узнаешь, что у них-то все в порядке: кому-то новое безопасное задание в курортной зоне; кого-то повысили; кто-то еще чем-то, где-то, как-то доволен. Короче, всем все нравится. А ты приходишь домой, еще раз выворачиваешь наизнанку посылку, но все равно там пусто, как и раньше.

Такой «посылкой» для меня стала не так давно нашумевшая Gone Home. Люди, сайты, издания — большинство всячески хвалили проект. «Атмосферно», «жизненно», «необычно», «9 из 10», «10 из 10»!

Я начинаю верить в теневые заговоры, простите, пожалуйста :) Иначе объяснить я это не могу. Сколько раз я включал и выключал игру — она все равно оставалась пустой. Включал и от тоски выключал, включал и выключал, и не заметил как игра-то закончилась… И вы не подумайте: это никакое не юное бунтарство (пойти против всех). Это так и есть. И чтобы утверждать обратное, нужно быть как минимум участником заговора.

Что, собственно, собой представляет Gone Home? Это приключенческая игра-квест в стиле интерактивной литературы. Жанр очень сложный, как по мне, и требующий колоссального труда над сюжетом. Ведь, справедливо заметить, в таких играх ты больше читаешь, чем играешь. Идеально вписывается в такую схему и нагрузка на логику и смекалку игрока, и здесь тоже нужно быть осторожным. Но, преодолев трудности, в таких рамках можно создать незабываемую игру. Или книгу. Жаль, но Gone Home такая участь, как по мне, миновала.

Скриншот, где более чем видно сходство с Эллен Пейдж

Играть придется за барышню по имени Кейт. После годичного отсутствия, она возвращается… в пустой дом. Ни родителей, ни младшей сестры — никого. Только записка на двери от той же младшенькой: «Не ищи меня». Чем, безусловно, игрок и займется.

Так в чем, собственно, проблема? Интрига ведь есть, атмосфера тоже, графика не совсем отсталая (что не очень-то важно). Но проблема есть. Все, что в игре уместилось между той запиской на двери и последней частью дневника, который игрок находит в доме — уместилось бы в пятнадцать минут чтения. И ладно бы с продолжительностью — дело еще в качестве чтива.

Кадр из игры, от которого чуть страшно

И без того скупое и самоповторяющееся повествование так или иначе стремится отвлечь игрока от первоначальной цели. При этом оно не доводит до логического и вкусного конца ни одну из второстепенных веток. Которые, не скрою, интересные. Но заинтересовать — это лишь полдела. Нужно еще и не разочаровать. А так, получить удовольствие можно лишь от истории о младшей сестре, да и то — лучше бы это была обычная книга, а не интерактивная, так как с интерактивностью The Fullbright Company накосячили еще больше, чем с сюжетом. Ведь все, чем хочется заняться в игре — запрещено по тем или иным причинам. А то, что разрешено — надоедает после первых пяти минут.

В качестве поля действия — один дом, несколько комнат. По логике вещей, такое ограниченное пространство нужно было нашпиговать чем-то максимально интерактивным, разнообразным, вовлекающим, имеющим какой-то смысл. Но логика вещей не соблюдена. Максимум, что может заинтересовать в этом ключе, это аудиокассеты с записями девчачьих панк-рок групп и корявые, но душевные, рисунки и писанина подростков на клочках бумаги.

Телевизор неисправен, видеомагнитофон — тоже, игровая приставка — тоже, что не мешает играть на струнах ностальгии, давая подержать в руках картриджи и vhs-кассеты. Но не более. Вне этого, даже хоть мало-мальски интересных головоломок не завезли.

Подтверждение единственной интерактивности игры

Повторюсь, и просуммирую: лучше бы Gone Home была обычной книгой, чем интерактивной. И лучше бы она была в первую очередь написана лучше, чем сейчас. В противном случае ее можно было бы сжигать еще до прочтения не потому что она «не для всех», а потому что она «ни для кого», потому что на такое время тратить не стоит: как создателям, так и потребителям.

Вне литературной ценности, сама игра — не игра. В малой мере из-за жанра, конечно, но куда больше ответственности за «игровую пустоту» должна нести The Fullbright Company, потому что она практически ничего не сделала, чтобы создать что-то стоящее в столь узкой нише игровой книги.


Итоговая оценка Gone Home — 3,5 баллов из 10


Платформы, задействованные в обзоре: Windows.
Доступные платформы для игры: Windows, Mac OS X, Linux


@темы: моих рук дело, обзоры игр, games

Комментарии
08.12.2013 в 15:59

Я думал в нее поиграть, но как то не решился прочитав описание. Хотя для таких "игр" понятие "играть" наверное и не подходит вовсе. Ты скорее наблюдаешь.

Люди, сайты, издания — большинство всячески хвалили проект. «Атмосферно», «жизненно», «необычно», «9 из 10», «10 из 10»!

Для меня так было с Dear Esther - тоже кругом было «10 из 10!». Но запустив и немного побродив, понял что это далеко не для меня. И недоумевал, отчего люди так ею восторгаются.
08.12.2013 в 16:06

лучше быть, чем казаться
naumchas, Tr@shman,
это не игра, безусловно. это "интерактивный" экспириенс. ну, задумка такая была, да. новелла это, по сути. раньше был такой литературный жанр ;)

и вот как новелла - она ничего. если её за одну сессию осилить. потому что если растянуть хотя бы на 2-3 сессии - получится пшик. как и с новеллой, в общем-то.
08.12.2013 в 16:08

лучше быть, чем казаться
naumchas, и, кстати, я тоже подумал, что это очень годный формат, если его довести до ума ;)
08.12.2013 в 16:11

gibz, Вот! Новелла! Все пытался слово подобрать, да из головы вылетело.
08.12.2013 в 16:24

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
gibz, я знаю, что не игра, в полном понимании слова, потому и говорю, что лучше бы она была бумажной. Так как интерактивной (в лучшем понимании этого слова) я ее могу назвать только напившись, и только чтобы согласиться с собеседником и дальше ее не обсуждать ))

Да и как хорошей, цепляющей новелле ей много чего не хватает. Лично мне было мало всего сказанного. И не «мало» в плане «оставили пространство для фантазий», а мало в плане, что мне даже толком почву для этих фантазий не подготовили.
09.12.2013 в 19:28

сабж со стажем
это snes
09.12.2013 в 19:57

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
кракозябрик, ок, снес.
13.01.2014 в 15:47

Здесь умер старик. И всё равно каждый год приходит весна.
Я тоже не осилила, и как-то даже сюжетные линии не очень интригуют. Дом да, классный. Я вообще не люблю и побаиваюсь пустых домов, потому что они леденящие какие-то и жуткие. Вот этот именно такой, это здорово.
13.01.2014 в 16:34

лучше быть, чем казаться
Ниэби Оленьи Рожки,
Вот этот именно такой
спойлер
13.01.2014 в 20:22

Здесь умер старик. И всё равно каждый год приходит весна.
gibz, почему нет? У меня как раз появлялось то самое ощущение дискомфорта и желание включить везде свет, а ещё лучше закрыться в одной из комнат и не ощущать огромной пустоты окружающего пространства.
13.01.2014 в 21:30

лучше быть, чем казаться
Ниэби Оленьи Рожки,
у меня тоже. только вот по факту нас обоих водили за нос.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии