Привел в порядок свои отзывы о литературе, которая попадается в руки. Бывало писал скопом — в одном посте по несколько штук. Последний пришлось разделить на два, потому что там 11 произведений было.

Сейчас ничего нового не напишу, потому что долго читаю «Песнь льда и пламени».


1. «Над пропастью во ржи», Джером Девид Сэлинджер.

Еще одно легендарное чтиво. Лично мне кажется, что целевая — мужская половина читателей. Никакой динамики, никаких революций. Просто много, очень много, схожих мыслей с моими, которые так или иначе появляются в моей мальчиковой голове. Про образование, о девушках, о семье, о том, что хочется и общения и покоя. Отличная цитата оттуда: «Наверно, я бы раньше сообразил, что она дура, если бы мы столько не целовались».

2. «Духless: Повесть о ненастоящем человеке», Сергей Минаев.

Сравнение с «99 франков» уместно лишь в какой-то сотой доле, с которой в этом мире можно сравнивать что угодно. Рассказ от лица безымянного коммерческого директора: о его прошлом, нынешнем, будущем. О корпоративной вони, понтах, воровстве, обмане, депрессии, карьерной гонке, любви и дружбе. Все это в красках реалий стран СНГ, что мне достаточно близко и от чего было читать еще интересней. Понравится не каждому.

3. «Мертвые могут танцевать», Илья Юрьевич Стогов.

В качестве буфера между книгами Минаева — самое оно. История о человеке, который толком себе места найти не может: сменил дюжину профессий, с неплохими успехами в каждой, исколесил Россию, Украину, Европу, Азию. Путешествует он не то чтобы в поисках себя, а скорее в попытках сбежать от того, что себя он никогда не найдет.
Каждая глава посвящена так или иначе важным городам в его жизни: Киев, Москва, Рим и прочее. И в каждой главе: дюжина интересных исторических фактов и размышлений, которые было бы скучно читать в учебниках по истории. Интересно было, но посоветовать рука не поднимется.

4. «Р.А.Б.», Сергей Минаев.

Ответ на вопрос: что было бы, если бы «1984» скрестили с «Духлессом»? Еще более близкая мне история о менеджере среднего звена — о биче и движущей силе рыночной экономики и целой касты «офисного планктона». Мне безумно понравилось начало, хоть уже тогда в романе заметны были нотки Оруэлла, которые под конец разрослись в целый оркестр.
Я готов это советовать прочитать каждому, кто всю жизнь пытается что-то продавать, ничего толком не производит и чей труд может обесцениться в любую минуту на ровном месте.

5. «Кармилла», Джозеф Ле Фаню.

Классическая готическая новелла о вампирах. Классическая — потому что написана еще до бума Стокера с его «Дракулой». Не скажу, что новелла нагружена чем-то полезным — это просто красивое произведение, взывающее к вездесущему человеческому любопытству и впечатлениям. Страсть, страх, намеки на лесбийскую любовь, кровь. «Кармилла» меня местами возбуждала, местами пугала — автор добился своего.

6. «Второй род одиночества», Джордж Мартин.

Напомнило «Солярис», шикарный фильм сына Дэвида Боуи «Луна 2112», и не менее шикарную «Космическую одиссею 2001 года» Стенли Кубрика. Короткий рассказ в виде дневника астронавта космической станции, которая служит пропускным пунктом для межгалактических путешествий.
Воспоминания о Земле, любви, четырехгодичное затворничество, депрессия и тишина. Очень романтично, живо и, благо, коротко.
«О да, это мучительно — одиночество среди звезд. Но гораздо мучительнее быть одиноким на вечеринке».
• «И есть второй род одиночества. Для того чтобы оно влилось в вас, не нужно Звездное Кольцо Цербера. Вы можете найти его на Земле. Я знаю. Я чувствовал его всюду, куда бы ни шел, что бы ни делал. Это одиночество человека, попавшего в западню внутри самого себя. Человека, который так часто ошибался, что боится открыть рот и заговорить с кем-нибудь. Одиночество, рожденное не расстоянием, а страхом».