Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.

«Ненасилие — могущественное и верное оружие. Это уникальное в истории оружие, которое побеждает, не нанося ран. Это исцеляющий меч»
Мартин Лютер Кинг

год: 2011
страна: США, Германия, Швеция, Великобритания
режиссер: Дэвид Финчер
оператор: Джефф Кроненвет
композитор: Трент Резнор, Аттикус Росс
жанр: триллер, драма, детектив
в главных ролях: Дэниэл Крэйг, Руни Мара, Кристофер Пламмер, Стеллан Скарсгард
время: 160 мин.

Почти любая экранизация и римейк — это крах или проигрыш. Поди знай, что страшней: наступить на грабли перед автором первоисточника, или стыдливо опустить глаза, потому что халтура есть, а автора-то и в живых уже нет. Автору обязательно что-то не понравится. Но есть и другая сторона медали, на которой теоретически встречаются схожие умы, жмут друг другу руки и приступают к работе. Слова ныне почившего Ларсона Стигга, писателя и журналиста, посвятившего жизнь исследованию экстремизма, встретились с руками Дэвида Финчера, который собаку съел на обличении аналогичного, только в кино. В некоторой степени, всё же отойдя от оригинального писания, более свежо и более дорого взглянув на историю первой части трилогии «Миллениум» (которую уже однажды довольно успешно экранизировали), режиссёр выдал один из лучших фильмов 2011 года, если не лучший в принципе.

Зритель увидит и услышит историю журналиста-скандалиста Микаеля Блумквиста. Ещё не оклемавшегося после унизительного краха борца за правду зовёт в гости крупный промышленник Хенрик Вангер. Последний просит Микаеля расследовать таинственное исчезновение своей племянницы Харриет, которое случилось, ни много ни мало, сорок лет назад. Берясь за дело, вознаграждение за которое сулит кое-что большее, чем деньги, журналист заводит интересные и опасные знакомства до поры, самого важного из них. Судьба сведёт его с хрупкой Лисбет, не такой, как все и хищной девушкой, плечо которой украшено драконом.

С первых кадров (в прямом смысле слова — с самых вступительных титров) Финчер окатывает зрителя ведром холодной и чёрной воды, в которой умело сплелась кавер-версия на бессмертный трэк Immigrant Song от Led Zeppelin, и фантасмагоричные трансформации женских и мужских тел с растениями, животными, проводами и всего прочего, что он посчитал нужным. На моей памяти не было более впечатляющего интро к фильму. Серьёзно — прекратив показ ленты сразу после окончания вступительного ролика, администрация кинотеатра, равно как и сам Финчер, не получили бы от меня текстовый нагоняй за бесцельно потраченные деньги. Просто дух захватывает.

Удачно обыгран дует главных ролей. Впечатление такое, будто им уделяют равное время в повествовании. Кроме того, оба актёра справились со своими обязанностями, как по мне, даже на куда больший гонорар, чем они получили в итоге. Крейг, со своими очками свисающими с одного уха, когда он заработался и потрясающей игрой, Мара, со своим испепеляющим взглядом и потрясающим телом, подарили триллеру, как институту кинематографа, двух отличных преподавателей в способностях которых просто не в силах усомниться.

Финчер в который раз играет со зрителем (вспомните «Бойцовский клуб»). И дело даже не в великолепной операторской работе, коей он требовал от своей команды, а потом преподнёс её в фильме, как что-то само-собой разумеющееся, а не как что-то, что должно вытягивать прочую бездарность творения, которая, к слову, обошла «Девушку с татуировкой дракона» стороной. Невооруженным взглядом видно композиции будто под линейку, свет и тени, которые становятся орудиями, а не техническими нюансами, с которыми стоит бороться и акцент на деталях, который даёт зрителю возможность насладиться, но не даёт окончательно понять что к чему. Дело в том, что Финчер не только играет со зрителем и его восприятием сцен насилия — он его ещё и учит. Как и в любом другом хорошем триллере, режиссёр требует, чтобы мы всматривались в детали: фотографии, вырезки из газет, записи в дневнике, и пытались увидеть то, что не могут рассмотреть главные персонажи. Учит нас, чтобы мы были готовы к концовке или попытались её предугадать. Небрежно висящие очки с уха заработавшегося журналиста, не прикрытая до конца дверь, сквозняк в комнате, кот, стягивающий одеяло с Микаеля, пуговица Лисбет — за всем очень интересно следить, и что странно: чем дольше следишь, тем интересней анализировать дальше.

И, конечно же, стоит отдельно упомянуть о музыкальном сопровождении и звуковом монтаже фильма. Похожий подход к вопросу я имел честь наблюдать в «Тёмном рыцаре» Нолана, в работе Daft Punk для «Трона» и в известной indie игре «Limbo». Когда происходящее на экране, звуки издаваемые окружающей обстановкой и музыка, которая сопровождает кадры является одним целым — для меня это впечатляющее зрелище и услада ушам. Когда слышишь какой-то ритмичный ambient, ритм которого постепенно то накаляется, то затихает, а потом плавно переходит в звук едущего поезда, который покажут в следующем кадре — в таких случаях я говорю, что к делу отнеслись с душой, придерживаясь некоей концепции, с которой в своё время The Beatles издали свой «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», учитывая всё: от позиции песни, до процесса перехода её в следующий трэк и т.д.

Самое главное, что хочется отметить в фильме — его органичность. Абсолютно каждая деталь работает, как часы: одна громче, другая тише. Но каждая шестерёнка на своём месте: красивые вступительные титры, кошерные съёмки, фантастическое музыкальное сопровождение, профессиональная актёрская игра, требование внимания от зрителя к деталям, игра на восприятии последним сцен насилия и интересный сюжет, за который можно поблагодарить Стигга Ларсона — вот к чему стоит приготовиться человеку, в планах просмотра у которого сей потрясающий фильм.

10 из 10


@темы: кино, кинорецензии

Комментарии
16.01.2012 в 00:01

Схема знакомства не меняется - пришел, споил, очаровал © tartarrr
После такого описания, я просто не могу не сходить на него. Спасибо.
16.01.2012 в 00:04

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
Боже мой, ты осилил рецензию до конца? :)
Не в обиду, ничего такого, но она у меня риали большой получилась.
16.01.2012 в 00:07

.
заставка атата, какая красота.
16.01.2012 в 00:20

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
Nibu, вот именно такую я и выбрал, для затравки читателя. Другой такой в сети не найдёшь :)
16.01.2012 в 00:50

Схема знакомства не меняется - пришел, споил, очаровал © tartarrr
naumchas, да я чет даже и не заметил как прочитал. Сам потом обомлел, когда простыню увидел :))
16.01.2012 в 17:31

а я все никак не заставлю себя пойти, потому что актеры, исполняющие главные роли, заставляют меня лить слезки. не люблю Крейга, а после Нуми никакой другой Саландер и не вижу..хотя в первой экранизации полно ляпов. надо что ли глянуть, а то все знакомые уши прожужжали.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии