Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.

«Чтоб тронуть нас до слез, сам зарыдай, поэт»
Буало Н.

год: 2011
страна: США
режиссер: Стивен Спилберг
оператор: Януш Камински
композитор: Джон Уильямс
в главных ролях: Джереми Ирвин, Том Хиддлстон, Питер Муллан, Дэвид Тьюлис
время: 146 мин.

Режем по живому: «Боевой конь» не заслуживает больше половины тех номинаций, на которых он уже успел утвердиться. И речь не только об «Оскаре». И стоит также умолчать о его возможной победе в одной из них. Единственное, чем лента может похвастаться (и то — спорный вопрос): его декорации и операторская работа, которая была потрачена на его создание (в паре с художниками, конечно).

Сквозь призму глубокой привязанности между юношей и скаковой лошадью, для которой судьба приготовила не завидные и смертельно опасные испытания в период Первой мировой войны, зрителю попытаются показать несколько больше. Попытаются показать неожиданность и бессмысленность одного из величайших военных конфликтов человечества, попытаются показать это глазами резвого жеребца Джои, который переходит из рук в руки и видит страдания людей, видит, как они терзают друг друга, как хищные животные и в то же время, как ни странно, не теряют определённую степень гуманности, любви и сострадания. Попытка — не пытка, конечно, но у создателей не получилось в полной мере достигнуть ни одной из желаемых целей, по целому ряду причин.

Начнём со сценария. Почти каждая сцена чрезмерно пафосна, отнюдь не трагична, не жизненна, не правдоподобна, растянута, по-детски наивна и разжевана для лучшего пищеварения у зрителя. Каждый диалог пуст, скуп, снова растянут и уныл настолько, насколько позволяет здравый смысл и даже чуть больше меры. И в этом виноваты, пожалуй, многие в равной степени. Актёры в том, что похожи своей игрой на персонажей компьютерных игр во время CG-заставок. Один лишь Нильс Ареструп, сыгравший пожилого француза выдал что-то удобоваримое. Все остальные показывали максимальную степень наигранности и минимум эмоций на которую способны только начинающие актёры. Сценаристы виноваты в том, что убого адаптировали текст книги к показу на экране. Кроме сцены с англичанином и немцом под белым флагом, да, собственно, одной из финальных сцен — смотреть абсолютно не на что. Оператор виноват в том, что уделял особое внимание красочным общим планам и сценам баталий, а сцены с более близким знакомством с сюжетом отдавали такой искусственностью, как и в случае с актёрской игрой, но об этом отдельно, так как работа оператора является чуть ли не единственным существенным (но спорным) преимуществом. Ну а именитый режиссёр виноват в том, что весь этот бедлам выдал в качестве дорогой киноработы.

Януш Камински, оператор, известный очень неплохой работой в целом ряде успешных и откровенно хороших фильмов на этот раз выдал очень спорный итог. Я не спорю — композиционно большинство кадров выглядят захватывающе и математически точно. Все эти съёмки из под объектов: под плугом, под полуразвалившимся забором, из-под крутящихся лопастей воздушной мельницы и т.д. Они хороши. Хороши так же и общие планы и динамичные сцены боевых действий. Также, в кадре можно с лихвой пресытиться красками. И вот самая главная проблема начинается с этих самых красок. И если нарочито яркий, контрастный и, если изволите, психоделичный окрас окружающей среды может в теории придавать большей эмоциональной насыщенности происходящему, то я не могу понять как Януш (с его-то опытом) мог наступить на грабли неудачного освещения и работы с источниками света. Серьёзно, практически каждый близкий контакт с основными персонажами выглядит не как кадр из фильма, а как кадр из театральной постановки из-за странного света. Чрезмерно яркий, часто неправдоподобный, и ещё чаще позиционно неправильный (как вам сцены, когда солнце находится за спинами персонажей, а по факту освещаются они с любой из сторон, но только не с тыла? Кажется, будто актёров снимали в студии на синем полотне, светили наобум прожекторами, а потом так же наобум рисовали фон для кадров, не учитывая позиции упомянутых прожекторов). Мне слабо верится, что такой профессионал, как Януш, способен на такую халтуру. Хотя, может, целью и было подчеркнуть постановочность сцен, некую театральность и камерность съёмок. Бог его знает, что у них было на уме, но меня ни один из вариантов не устраивает.

В общем, последним фильмом Спилберга я больше разочарован, чем удовлетворён. Проходной, безэмоциональный, во многом, на удивление, непрофессиональный, скучноватый, растянутый, будто не настоящий и камерный, с парой сцен, стоящих увесистых короткометражек, которые особо остро воспринимаются на фоне бездарной работы с освещением, «Боевой конь» хотел показать много важного, показать куда больше, чем просто историю дружбы между человеком и конём. Но у него это не получилось, как по мне. Не получилось как с технической стороны, так и с художественной. Я очень сильно удивлён количеством номинаций и теоретических наград, которые сулят ему различные конкурсы. Слишком переоценённая картина, слишком.

6 из 10


@темы: кино, кинорецензии

Комментарии
29.01.2012 в 04:39

Oh, my Captain! My Captain! Noble soul! Grand old heart, after all! (Moby Dick)
я думала, я одна такая кого фильм не впечатлил, но прочитала вашу запись (нашла через сервер "блоги" на яндексе) и вынуждена была согласиться. В своём дневнике я сделала похожую запись сегодня.
Но у вас получилась целая рецензия. И ведь верно сказано насчет работы оператора.
Честно говоря, я не очень понимаю принцип, по которому фильмы номинируются на Оскар. По выбору фильмов мне гораздо ближе фестиваль в Каннах. Но, в любом случае, посмотрим, что будет в феврале на премии Оскар.
29.01.2012 в 04:50

Что же это делается в мире, что же это сделалось с людьми? Турниры отменили, турниры отменили, как будто нет на свете ни отваги, ни любви.
Я тоже случайно нашла вашу запись. Спасибо, прямо как бальзам на раны)) Все вокруг только и трындят о том, какой это необыкновенный, чудесный, возвышенный и так далее фильм, а мне он показался примитивной и тривиальной сопливой фигней, в высшей степени переоцененной.
29.01.2012 в 05:08

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
Оу, всегда приятно видеть фидбэк к своим текстам :)
И приятно, что не мне одному бросается в глаза, что фильм явно ущербный. Зато, больше, чем уверен, что на Кинопоиске рецензию минусить будут. Се ля ви.
29.01.2012 в 05:13

Что же это делается в мире, что же это сделалось с людьми? Турниры отменили, турниры отменили, как будто нет на свете ни отваги, ни любви.
Зато, больше, чем уверен, что на Кинопоиске рецензию минусить будут. Се ля ви.
Ой, да кто на Кинопоиске объективно оценивает рецензии?)) Там все просто: если фильм понравился - плюсуют зеленые рецензии, если не понравился - розовые.

Фильм кошмарный, на мой взгляд. Встреча главного героя с конем по своему пафосу и неправдоподобию могла бы соперничать с индийскими фильмами :D

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail